Завод по праву считается гордостью России. С момента открытия
мануфактуры в 1744 году она всегда работала по заказам двора. Проекты
художественных изделий утверждались членами императорской фамилии, а
сами изделия предназначались для украшения парадных интерьеров и жилых
покоев, торжественных праздничных застолий и повседневной жизни,
становились дипломатическими подношениями, дорогими подарками
приближённым и фаворитам. Как, например, уникальный сервиз "Орловский"
из трёхсот предметов, подаренный Екатериной II фавориту графу Григорию
Орлову. Входящие в его состав столовые, чайно-кофейные и галантерейные
изделия поражают красотой, роскошью. Вообще экспонаты этой выставки
переворачивают представление о фарфоре как об изящном излишестве. Это
ещё и вместилище пищи духовной, способ просвещения, предмет
интернационального восхищения. Генеральный директор завода Н.Н. Гордеев
ответил на вопросы корреспондента "Московской среды": - Николай Николаевич, выставка символизирует эпоху высочайшего
заказа от императрицы Елизаветы до Николая II. Каждая вещь за стёклами
витрин так или иначе связана с кем-то из императоров: была в их покоях,
в их руках... Более того, они сами их заказывали. А каков был порядок
утверждения изделий высочайшими особами?
- Управляющий заводом приносил монаршим особам, как правило, два-три
предложения - им предстояло определить художественное начало. Это
накладывало на управляющих особую ответственность. - В каком виде представлял управляющий это предложение - в виде эскиза, модели или готового изделия?
- У нас хранится огромного количество заготовок на разных традциях
существования. Видимо, многие изделия так и не стали шедеврами. Место
хранения - музей фарфорового завода, который приобрёл статус музея
Государственного Эрмитажа. Можно увидеть и полепки, и рисунки - искизы,
есть большая красивая библиотека.. Словом, существовало несколько
этапов, на которых могло происходить утверждение. Но не только
императорская воля определяла структуру " продукта". На производстве с
незапамятных времён существовало огромное количество художников,
живописцев. Императорский завод всегда являлся средоточием лучших
художественных сил, законодателем стиля и крупным экспериментальным
центром. И эти навыки не утрачены, продолжают развиваться. Завод и сегодня
является академией русского фарфора. Сохранились традиции и
надглазурной, и подглазурной росписи "твёрдого", "мягкого", костяного
фарфора. Это уникальные навыки и технологии. Ручное литьё, живопись по
фарфору... - Костяной - это когда измельченная кость подмешивалась в массу. А что такое "твёрдый" и "мягкий" фарфор?
- Да, костяная зола является основным компонентом костяного фарфора.
"Твёрдый" фарфор - это так называемый классический, прозводимый в
традиционной пропорции. "Мягкий" предполагает технологию однократного
обжига - по сути это технология фаянся. Сегодня эти все технологии
бережно хранятся и поддерживаются. Большинство скульптур выполняются в
технологии "мягкого" фарфора. А столовые приборы, вазы - "твёрдого". - Вообще-то фарфор хрупкий... Как пополнялись бившиеся сервизы?
- По модели с оригинала. Более двух столетий прошло - революции,
войны, а модели сохранились. Видимо, потому что завод все 263 года на
одном месте. Десять верст от Зимнего дворца. Когда-то это было окраина,
теперь - центр Петербурга.
- Императоров давно нет. Кто сегодня делает вам заказы?
- Завод является поставщиком Кремля. Нынешние наши заказчики -
Управделами президента, Государственная дума, правительство. Фонд
правительственных подарков мы обеспечиваем. Когда вы видите, как
Владимир Владимирович Путин дарит коробки с сервизами новобрачным или
преподносит Геннадию Хазанову блюдо "Под крышами Петербурга" - это всё
наша продукция...
Во время празднования 300-летия Петербурга на всех приемах столы
были сервированы нашим фарфором. И в парадном зале Петербургского дворца
(парадный сервиз), и в Костантиновском дворце, и во дворце Монплезир,
на террасе которого состоялось чаепитие глав 48 государств (там стоял
современныйц сервиз "Классиа Петербурга" с видами нашего города). После
чего русский фарфор появился в личных коллекциях приглашённых на
торжество. Как появился он гораздо раньше и у госпожи Миттеран, и у
госпожи Блэр, и в Букингемском дворце - резиденции английской короевы.
...Добавлю, что обладатели императорского фарфора хранят его как
постоянно возрастающую ценность. Доказательсво чему - сенсационная
продажа на аукционе Сотбис в позапрошлом году двух старинных ваз
Императорского завода. Они датировались 1825 годом и ушли за четыре
миллиона долларов.